Статьи / Новости

Всё о советских автокранах

Обойтись без спецтехники в современном строительстве не возможно. И никто не представляет себе современные строительные работы без присутствия автокрана на стройплощадке. Но по меркам истории автокраны на объектах появились не так уж и давно.

История развития автокранов берёт начало с момента создания паровых тягачей, которые в военное время использовались для разгрузки ящиков с оружием и для создания высотных укреплений. В мирное время – для сельскохозяйственных работ и для восстановления зданий.

Сейчас уже никто и не вспомнит, на каком из предприятий был выпущен первый автокран в СССР. Но в архивах можно найти документы о том, что в 1932 году на заводе «Красный металлист» был выпущен автокран АКЭ на шасси грузовика АМО-3. Поднимал этот кран всего 2,5 тонны, а при максимальном вылете стрелы-5 метров, грузоподъёмность составляла всего одну тонну.
В 1936 году установку АКЭ поместили на шестиколесный ЗиС- 6. Он поднимал 3 тонны и имел электрический привод.

Его конкурентом был автокран АПТ-1. Его выпустили на шасси автомобиля ЗиС-5 в 1934 году. Поднимал он всего 1,5 тонны груза на высоту до 3-х метров.

До 1940 года, применение его на стройках было несущественным, из-за дорогостоящего обслуживания и маленькой высоты подъёма. С 1936г. по 1941г. был выпущен всего 21 автокран этой марки.

Также на базе ЗИС-5 заводом имени «Январское восстание», был выпущен кран АК-11. Своей решётчатой ломаной стрелой, сваренной из металлических треугольников, он поднимал всё те же 3 тонны.

В 1951 году в связи с массовыми стройками новых заводов по всей необъятной стране, начало увеличиваться производство подъёмных кранов.
В Белорусской СССР на базе МАЗ-200 был выпущен автокран К-51. Его по праву можно считать старейшим «минским застройщиком».

Хотя К-51 выпускался не только в Минске, а по всему СССР ещё с начала 40-х годов. Подъёмное оборудование устанавливалось и на шасси ЯАЗ-200. Его грузоподъёмность составляла 5 тонн.

В 1957 году первый опытный образец автокрана КТС-3 на шасси ЗиС-150 был выпущен Рижским РМЗ. В последствии этот завод выпустил серию автокранов КТС-3В и КТС-3Г на базе ЗИЛ 160 и ЗИЛ164. Выросла грузоподъёмность с 3 тонн до 11 тонн. С изменением конструкции стрелы, увеличилась устойчивость крана.

Развивал «краностроение» и небезызвестный Горьковский автомобильный завод. Довольно распространённой моделью стал автокран К-2,5-1Э на базе автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-63.

С 1960г. была изменена конструкция автокранов и крановая установка. Менялись шасси. Происходила постоянная модернизация установок.
В СССР выпускал автокраны и «Ивановский Автокрановый завод». На базе УРАЛ-375 Д был выпущен 8Т210. Грузоподъемность машины составляла – 6,3 тонн, а максимальный вылет стрелы составлял 3,5 метра. Серийное производство этого крана началось в далёком 1962 году.

Следующее изменение в конструкции автокранов произошло уже в 1970г. Стали выпускать автокраны с гидравлическим приводом. Строительство крупнейших автозаводов, где выпускались грузовики, способствовало расширению моделей автокранов. Машины становились мощнее и подъёмные механизмы росли. Работа на стройках становилась более эффективной.

Настоящим прорывом в области автомобилестроения техники специального назначения, стал автокран КС-3571 завода «Автокран». В 1978 году этот автокран был удостоен высокой награды – «Знак качества СССР».

Настоящим богатырём казался на советских стройках в 1988 году автокран СМК-10 на шасси МАЗ-500А грузоподъемностью 10 тонн. Минский автомобильный завод неустанно совершенствовал свои грузовики. Техника становилась сложнее, мощнее. В последствии, отечественные заводы взяли постепенно пределы грузоподъёмности в 15, 20, 30 тонн.

КамАЗ, Урал, КрАЗ, МАЗ, МЗКТ или ЗИЛ – самые известные автозаводы на шасси грузовиков которых продолжают ставить свои подъёмные установки заводы -«краностроители» с момента распада СССР.

И пусть большинство «монстров» советских строек тихонько доживают свой век, ржавея на свалках или на задворках автокомбинатов, следует помнить, что когда-то они были самыми лучшими помощниками людей на огромной территории советского союза. И что большинство наших домов и зданий построено с применением именно этих «консервных банок», не имевших электронной начинки, джойстиков, современных пультов управления.

История
About admin